Тайна старейшего колокола Хабаровска почти раскрыта…

А вы знали, что в Хабаровске сохранился колокол, который намного старше не только всех местных церквей, но и самого города? Он почти ровесник императора Петра Великого!

ИСТОЧНИК: ИА «Хабаровский край сегодня»

Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» с помощью единственной в нашей митрополии девушки-звонаря Ольги Кудряшовой попытался разгадать тайну его появления на берегах Амура, а заодно узнал краткую удивительную хабаровских звонниц от старины до наших дней.

Надпись на латинском

О том, что в Хабаровске сохранился уникальный колокол 1680 года отливки мне рассказал археолог краевого центра охраны памятников истории и культуры Сергей Киселёв. Его привлекали к реставрационным работам в одном из старейших в городе сохранившихся до наших дней в неизменном виде Христорождественского собора. Деревянный храм рядом с железнодорожным вокзалом в этом году отметил своё 122-летие.

— Меня привлекла надпись латинскими буквами на этом потемневшем от времени колоколе. Он в числе других установлен на колокольне под куполом Христорождественского храма. Я переписал её: SOLI DEO GLORIA ANNO 1680 GLORIA IN EXCELSIS DEO ME FUNDEBAT HOLMIA. Долго искал знатоков латыни. Знакомые врачи помогли сделать перевод: «Одному лишь Богу слава. В год 1680 Слава Господу в вышних, меня отлил Холмиа», — рассказывает Сергей Киселёв.

Получается, колокол этот намного старше не только самого собора, где установлен, но и самого города Хабаровска, который был основан только в 1858 году. Отлитый неким мастером Холмиа колокол – почти ровесник императора Петра Великого, который родился в 1672 году.

Но как такой раритет мог очутиться на звоннице небольшого собора в Хабаровске? В приходе, к сожалению, не сохранилось какой-либо информации об этом. Известно, что деревянная церковь у вокзала была построена в 1900-м на средства Фонда имени императора Александра III и освящена через год. В конце 30-х, когда в стране шла кампания по искоренению православия, приход закрыли, здание передали под детский сад для семей железнодорожников. Однако в году Великой Отечественной войны, когда по решению Сталина богоборческая позиция в стране была ослаблена и восстановлено патриаршество Русской Православной Церкви, Христорождественский собор по ходатайству священника Дмитрия Фурмана был в 1945 году возвращён верующим. Он многие годы оставался единственной действующей церковью Хабаровска и был центром духовной жизни всего Дальнего Востока.

— Колокола на звоннице Христорождественского собора очень разные. Такое ощущение, что их собирали из того, что удавалось найти. Рядом с колоколом 1680 года отливки висят колокола с гербовой печатью ярославского завода Оловяшниковых 1891 года изготовления. Есть и вовсе непохожие на церковные образцы. На другом колоколе сохранились следы от пуль, возможно, он пострадал при единственном в истории города обстреле со стороны японских интервентов в начале 20-х годов прошлого века. Ещё на одном сохранилась нанесённая краской надпись «Комсомольск цветмет». Видимо, этот колокол спасли когда-то от переплавки, — делится своими предположениями звонарь Ольга Кудряшова.

Путь из Европы

Известный хабаровский краевед Анатолий Жуков сделал предположение, что старинный колокол с надписью на латыни мог оказаться в православном Христорождественском соборе после того, как советская власть закрыла единственный действовавший с начала прошлого века в Хабаровске католический костёл. Сейчас в этом здании по ул. Театральная, 16 рядом с Амурским бульваром расположено отделение кожно-венерологического диспансера. Однако документальных подтверждений, что в старину у католиков Хабаровска была своя колокольня, не сохранилось.

Попытка найти информацию о старейшем колоколе Хабаровска по латинской надписи в Интернете приводит на каталог работ знаменитой в Европе династии литейщиков Мейеров. Они с конца XVI по XVIII век снабжали колоколами и пушками Швецию, Данию, Пруссию, Прибалтику и территорию нынешней Финляндии. Выражение ME FUNDEBAT HOLMIA встречается на более чем 80 работах этого дома. Само же слово HOLMIA – латинский аналог Стокгольма. В каталоге есть даже колокол 1680 года с идентичной надписью, что на хабаровском. Указывается, что он был отлит мастерами Иоганна Мейера IV, с 1666 года возглавлявшего литейную мастерскую короля Швеции.
 
Вполне возможно, что шведские колокола могли оказаться в России по результатам Северной войны. Её вёл Петр Великий, чтобы прорубить окно в Европу и основать на берегах Невы новую столицу Санкт-Петербург. С другой стороны, на протяжении XVII и XVIII столетий в Россию из Европы завозилось довольно большое количество колоколов.
«В некоторых местах России ещё в 1870-х годах попадались колокола с иностранными надписями, вылитые не у нас, потому что в противном случае они не носили бы чужеземных надписей. Однако отечественный исследователь той поры Бережков добавлял при этом: «Надо полагать, что в древнюю пору, пока искусство отливать колокола у нас не развилось, они привозились из Западной Европы в количестве большем, чем впоследствии, когда это искусство достигло на Руси весьма значительной степени развития, когда притом увеличилось и само количество нужного для того металла», — приводит объяснение историк церкви, доцент Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Августин (Никитин).

Колокольный звон над Хабаровском

Как рассказывает настоятель старейшего в Хабаровске Храма святителя Иннокетия Иркутского иерей Софроний (Медведенко) все колокола на берега Амура во время освоения Дальнего Востока завозились с запада страны. Первый отлитый в Москве колокол весом в 98 пудов 25 фунтов был пожертвован для освящённого в 1870 году ещё деревянного храма Святителя Иннокентия. В каменное здание он переедет в 1898 году.

— Есть легенда, что, когда большевики закрыли наш храм в 30-х годах прошлого века, прихожане закопали колокола где-то неподалёку, чтобы спасти их от переплавки, — рассказывает настоятель. – В 90- годы храм был возрождён. Но всё также колокола мы везём с запада страны.
Колокольным звоном можно насладиться со звонницы третьего в России по высоте Спасо-Преображенского кафедрального собора – там установлены крупнейшие в крае колокола. В Градо-Хабаровском соборе Успения Божией Матери звонницу обновили 10 лет назад. При этом, чтобы не разбирать кладку, подъём тяжёлых колоколов доверили спортсменам пауэр-лифтерам. С чем они успешно справились.
 
Сейчас многие храмы обзаводятся передвижными звонницами, которые можно использовать даже во время крестных ходов. А в Свято-Елизаветинском храме на территории Железнодорожной больницы появился первый электронный звонарь. Специальное устройство при помощи веревок и рычагов приводит в движение языки колоколов.

КСТАТИ:

Если вам известно, как именно старейший колокол Хабаровска 1680 года отливки попал на берега Амура, когда он был установлен на колокольне Христорождественского собора, мы будем признательны за эту информацию. Связаться с корреспондентом можно по телефону +7 914 777 0109 или на почту gdn@todaykhv.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *