Новый иконостас для Свято-Иннокентьевского придела

В православной традиции икона всегда занимала особое место, ведь это не просто украшение храма, но «живописное Евангелие», «богословие в красках», «окно в Горний мир». Любой настоятель всегда стремился наполнить вверенный ему храм новыми священными изображениями, отреставрировать старые, украсить окладами особо почитаемые.

В советские годы множество образов было утрачено, уничтожено, и, когда поруганные храмы и соборы стали вновь возвращаться Русской Православной Церкви, их голые стены в первое время заполняли, кто чем мог. Конечно, постепенно, со временем, бумажные иконки вновь сменились писанными, а на смену любительским изображениям пришли каноничные образа, но для отдельных небогатых регионов этот процесс растянулся на годы.

В общецерковной истории наш приход не стал исключением: долгое время он оставался единственным, действующим на территории Приамурья, но в 30-х годах здание всё же передали Дальневосточной железной дороге. Сейчас Христорождественский собор вновь украшен росписями, его наполняют множество чтимых икон в богатых окладах и резных киотах, и, всё же, отпечаток тяжелого советского прошлого присутствует, а напоминает об этом, как ни странно… иконостас в Иннокентьевском приделе собора.

Идея его обновления долгие годы висела в воздухе, но такая возможность появилась лишь сегодня. По инициативе настоятеля Христорождественского собора протоирея Олега Хуторского, с благословения митрополита Хабаровского и Приамурского Артемия, началась работа по написанию новых образов для иконостаса в приделе во имя святителя Иннокентия Иркутского. Написанием икон занялась профессиональный художник-иконописец и реставратор матушка Юлия Веселова.  Мы попросили ее рассказать о предстоящей  работе.

Эскиз нового иконостаса для Иннокентьевского придела, разработанный матушкой Юлией Веселовой

Справка: Матушка Юлия Веселова закончила Российскую академию живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова по специальности художник-реставратор, работала во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря, параллельно занимаясь иконописью. После этого преподавала иконопись в художественном училище, а затем поступила в иконописную школу Троице-Сергиевой лавры при Московской Духовной академии, в то же время, в процессе и после обучения она писала иконы для различных храмов.

— Иконы в нынешнем иконостасе были написаны несколькими художниками в разное время, и они отличаются друг от друга по своему художественному уровню. Например, икона Божией Матери Валаамская, в местном ряду, выполнена художником более профессиональным, а образа на Царских вратах и диаконских дверях – другим человеком, который, возможно, просто за послушание это сделал, то есть, как умел – так и писал. Второй ряд, где изображена Тайная Вечеря и апостолы, писал кто-то третий, и также, иконы отличает низкий художественный уровень. Если взять, например, репродукцию фрески Леонардо да Винчи и поставить рядом фотографию этой «Тайной Вечери», всё сразу станет очевидно – рисунок неправильный, не соблюдена анатомия, использовано очень упрощенное цветовое решение, плохо передан объем. То же самое с иконами апостолов. И, таким образом, у данного иконостаса нет цельности – это один момент.

Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

 

Изображение «Тайной вечери» в иконостасе Иннокентьевского предела

Далее, если смотреть древнерусский иконостас, пусть даже не пятиярусный, а трёхъярусный, как будет и у нас, то обязательно в нём есть ряд «деисус». Деисус — это русифицированная форма греческого «деисис», что переводится как «моление». Как он устроен? В центре его обязательно расположен «Спас в силах», или «Спас на Престоле», или просто поясное изображение Вседержителя. К нему обращены в три четверти Божия Матерь, Иоанн Предтеча, архангелы, апостолы, святители. У нас это будут архангелы Михаил и Гавриил, Первоверховные апостолы Пётр и Павел и святители – Василий Великий и Иоанн Златоуст – составители чинопоследования Литургии. В этом есть своя логика, отражающая поклонение разных святых и ангелов Богу. Что показывает деисус? Когда будет Страшный Суд, то Божия Матерь с архангелами и святыми будут молиться Господу, чтобы Он нас помиловал.

Иконы деисусного и праздничного рядов Благовещенского собора Кремля

В нынешнем иконостасе нет деисуса, то есть нет этой логики, но в нашем проекте мы его обязательно сделаем. Тайная Вечеря будет изображена сразу на двух иконах в праздничном ряду. С одной стороны, под архангелом Михаилом, будет изображено причащение апостолов Кровью, а с другой, под архангелом Гавриилом, – Телом Христовым. Тем самым будут изображены вместе все двенадцать апостолов, которые сейчас представлены в верхнем ряду иконостаса

В местном ряду мы напишем ростовую икону Божией Матери «Умиление», новую икону Спасителя, а на диаконских дверях появятся изображения диаконов. Почему? Потому что доски вытянутые и узкие, и архангелы просто не помещаются по композиции в такой формат. Поэтому решено было написать архидиакона Стефана и архидиакона Лаврентия. А с боков будут святители Иннокентий Иркутский и Софроний Иркутский.

За основу мы возьмем стилистику XV века, поэтому что реалистичные масляные иконы передают внешнюю красоту человека, а иконы, которые написаны в каноне, желтковой темперой, показывают уже совсем другую, преображенную плоть человека, нетварный Божественный свет – человека, обоженного благодатью, гражданина Небесного Царствия, а не просто хорошего человека. Масляные иконы получаются как иллюстрации в книге, и они не могут, к сожалению, передать Божию благодать.

Почему именно XV век? В иконописной школе нас обучали на древних образцах, начиная, где-то, с XI века и, включительно, до конца XVI-го. Дальше, уже в XVII веке началось обмирщение искусства, иконы стали композиционно более сложные, появилось много мелких деталей, украшений. Постепенно это стало переходить уже в реализм, стали появляться парсуны, портреты, художники обратились к западному искусству, и, как следствие всего этого, глубокий богословский смысл иконы стал утрачиваться. А у нас, например, на Древней Руси, XV век – это самый расцвет – преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек и другие. XI- XII, думаю, мало, кто поймет. У совсем древних икон весьма своеобразный художественный язык, а образа XV века, это, можно сказать, классика.

Иконы праздничного ряда Благовещенского собора. Ряд исследователей считает, что часть из них — это произведения А. Рублева, другие полагают, что иконы выполнены мастером, который следовал «рублевской» традиции.

Возвращаясь к настоящему иконостасу. Мы понимаем, что он написан был в годы, когда Русская Православная Церковь переживала очень тяжелое время, поэтому, использовали те ресурсы, что были — в те годы сложно было найти профессиональных иконописцев. Поэтому нынешний иконостас служил этому храму долгие годы верой-правдой и, можно сказать, сполна выполнил свое предназначение. Сейчас же у нас появилась возможность благоукрасить наш любимый храм еще больше, привести иконостас к единообразию, общему стилю и логике, к чему мы, с помощью Божией, и приступаем.

Дорогие братья и сестры, издревле строительство и благоукрашение храмов почиталось величайшей добродетелью, на это святое дело жертвовали и богатые, и люди со скромным достатком. На Великом входе священнослужитель, держа в руках Чашу, особо поминает таких людей. Желающие внести лепту в это богоугодное дело, могут оставить пожертвование в специальном ящичке, рядом со свечным киоском, или перечислить средства на расчетный счёт собора с пометкой «на иконостас».

Также Вы можете полностью оплатить написание любой иконы в одном из рядов иконостаса — на обратной ее стороне будет написано имя жертвователя, а также имена его родных и домочадцев.

Храни Вас Господь!

Наши реквизиты:

Наименование организации: Местная православная религиозная организация Прихода Христорождественского собора г. Хабаровска Хабаровской епархии Русской Православной Церкви.

Фактический и юридический адрес:  680021, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, дом 65.

ИНН 2724023020 КПП 272401001
ОГРН 1022700004183
р/счет 40703.810.7.00420000024 в Ф-ле Банка ГПБ (АО) «Дальневосточный»
к/счет 30101810105070000886
БИК 040507886

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *