Практика и ещё раз практика!
Во второй половине января 2021 года, когда ученики воскресной школы разошлись на каникулы, в Христорождественском соборе прошёл очередной этап практики для детей, изучающих церковнославянский язык, которую для них провела педагог воскресной школы Будко Дарья Александровна.
На это время уроки по церковнославянскому языку были заменены занятиями «Речевого тренинга» по программе Татьяны Николаевны Петровой. За основу были взяты некоторые упражнения из её методического пособия по технике постановки певческого голоса. Были использованы уникальные авторские методики работы над певческим дыханием, развитию громкости и «напевности» клиросного чтения: работа с губной гармошкой, воздушными шариками, упражнения с кистевыми силиконовыми эспандерами на развитие диафрагмальной устойчивости пресса при чтении, дикционные упражнения, в том числе, и с огромными бусинами за щеками, скороговорки и многое-многое другое.
Результат не заставил себя долго ждать: ребят, читающих часы на богослужениях, стало намного лучше слышно и прихожанам, и даже священнослужителям в алтаре — у них начал вырабатываться навык напевного, «опорного» чтения.
После того, как дети закончили изучение основ богослужебного устава на индивидуальных занятиях, появилась возможность проводить и групповые, в ходе которых рассматривались уже неизменяемые части вечернего богослужения, а заодно ребята осваивали популярные приложения для смартфона «Богослужебные указания» и «Православный календарь» — они сами подбирали себе тропари и кондаки для чтения третьего и шестого часов, перепроверяя правильность подборки у педагога.
За время каникул дети приняли участие в восьми литургиях и одном вечернем богослужении. Один ребёнок, с благословения настоятеля собора протоиерея Олега Хуторского, начал нести послушание в алтаре (теперь дополнительно он изучает еще и Шестопсалмие), а самая старшая воспитанница своё первое клиросное чтение начала с благодарственных молитв по Святом Причащении. Таким образом, у детей появилась возможность более глубоко погрузиться в понимание хода богослужения, и даже стать его частью.