Новый иконостас для Свято-Иннокентьевского придела
В православной традиции икона всегда занимала особое место, ведь это не просто украшение храма, но «живописное Евангелие», «богословие в красках», «окно в Горний мир». Любой настоятель всегда стремился наполнить вверенный ему храм новыми священными изображениями, отреставрировать старые, украсить окладами особо почитаемые.
В советские годы множество образов было утрачено, уничтожено, и, когда поруганные храмы и соборы стали вновь возвращаться Русской Православной Церкви, их голые стены в первое время заполняли, кто чем мог. Конечно, постепенно, со временем, бумажные иконки вновь сменились писанными, а на смену любительским изображениям пришли каноничные образа, но для отдельных небогатых регионов этот процесс растянулся на годы.
В общецерковной истории наш приход не стал исключением: долгое время он оставался единственным, действующим на территории Приамурья, но в 30-х годах здание всё же передали Дальневосточной железной дороге. Сейчас Христорождественский собор вновь украшен росписями, его наполняют множество чтимых икон в богатых окладах и резных киотах, и, всё же, отпечаток тяжелого советского прошлого присутствует, а напоминает об этом, как ни странно… иконостас в Иннокентьевском приделе собора.
Идея его обновления долгие годы висела в воздухе, но такая возможность появилась лишь сегодня. По инициативе настоятеля Христорождественского собора протоирея Олега Хуторского, с благословения митрополита Хабаровского и Приамурского Артемия, началась работа по написанию новых образов для иконостаса в приделе во имя святителя Иннокентия Иркутского. Написанием икон занялась профессиональный художник-иконописец и реставратор матушка Юлия Веселова. Мы попросили ее рассказать о предстоящей работе.
Справка: Матушка Юлия Веселова закончила Российскую академию живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова по специальности художник-реставратор, работала во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря, параллельно занимаясь иконописью. После этого преподавала иконопись в художественном училище, а затем поступила в иконописную школу Троице-Сергиевой лавры при Московской Духовной академии, в то же время, в процессе и после обучения она писала иконы для различных храмов.
— Иконы в нынешнем иконостасе были написаны несколькими художниками в разное время, и они отличаются друг от друга по своему художественному уровню. Например, икона Божией Матери Валаамская, в местном ряду, выполнена художником более профессиональным, а образа на Царских вратах и диаконских дверях – другим человеком, который, возможно, просто за послушание это сделал, то есть, как умел – так и писал. Второй ряд, где изображена Тайная Вечеря и апостолы, писал кто-то третий, и также, иконы отличает низкий художественный уровень. Если взять, например, репродукцию фрески Леонардо да Винчи и поставить рядом фотографию этой «Тайной Вечери», всё сразу станет очевидно – рисунок неправильный, не соблюдена анатомия, использовано очень упрощенное цветовое решение, плохо передан объем. То же самое с иконами апостолов. И, таким образом, у данного иконостаса нет цельности – это один момент.
Далее, если смотреть древнерусский иконостас, пусть даже не пятиярусный, а трёхъярусный, как будет и у нас, то обязательно в нём есть ряд «деисус». Деисус — это русифицированная форма греческого «деисис», что переводится как «моление». Как он устроен? В центре его обязательно расположен «Спас в силах», или «Спас на Престоле», или просто поясное изображение Вседержителя. К нему обращены в три четверти Божия Матерь, Иоанн Предтеча, архангелы, апостолы, святители. У нас это будут архангелы Михаил и Гавриил, Первоверховные апостолы Пётр и Павел и святители – Василий Великий и Иоанн Златоуст – составители чинопоследования Литургии. В этом есть своя логика, отражающая поклонение разных святых и ангелов Богу. Что показывает деисус? Когда будет Страшный Суд, то Божия Матерь с архангелами и святыми будут молиться Господу, чтобы Он нас помиловал.
В нынешнем иконостасе нет деисуса, то есть нет этой логики, но в нашем проекте мы его обязательно сделаем. Тайная Вечеря будет изображена сразу на двух иконах в праздничном ряду. С одной стороны, под архангелом Михаилом, будет изображено причащение апостолов Кровью, а с другой, под архангелом Гавриилом, – Телом Христовым. Тем самым будут изображены вместе все двенадцать апостолов, которые сейчас представлены в верхнем ряду иконостаса
В местном ряду мы напишем ростовую икону Божией Матери «Умиление», новую икону Спасителя, а на диаконских дверях появятся изображения диаконов. Почему? Потому что доски вытянутые и узкие, и архангелы просто не помещаются по композиции в такой формат. Поэтому решено было написать архидиакона Стефана и архидиакона Лаврентия. А с боков будут святители Иннокентий Иркутский и Софроний Иркутский.
За основу мы возьмем стилистику XV века, поэтому что реалистичные масляные иконы передают внешнюю красоту человека, а иконы, которые написаны в каноне, желтковой темперой, показывают уже совсем другую, преображенную плоть человека, нетварный Божественный свет – человека, обоженного благодатью, гражданина Небесного Царствия, а не просто хорошего человека. Масляные иконы получаются как иллюстрации в книге, и они не могут, к сожалению, передать Божию благодать.
Почему именно XV век? В иконописной школе нас обучали на древних образцах, начиная, где-то, с XI века и, включительно, до конца XVI-го. Дальше, уже в XVII веке началось обмирщение искусства, иконы стали композиционно более сложные, появилось много мелких деталей, украшений. Постепенно это стало переходить уже в реализм, стали появляться парсуны, портреты, художники обратились к западному искусству, и, как следствие всего этого, глубокий богословский смысл иконы стал утрачиваться. А у нас, например, на Древней Руси, XV век – это самый расцвет – преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек и другие. XI- XII, думаю, мало, кто поймет. У совсем древних икон весьма своеобразный художественный язык, а образа XV века, это, можно сказать, классика.
Возвращаясь к настоящему иконостасу. Мы понимаем, что он написан был в годы, когда Русская Православная Церковь переживала очень тяжелое время, поэтому, использовали те ресурсы, что были — в те годы сложно было найти профессиональных иконописцев. Поэтому нынешний иконостас служил этому храму долгие годы верой-правдой и, можно сказать, сполна выполнил свое предназначение. Сейчас же у нас появилась возможность благоукрасить наш любимый храм еще больше, привести иконостас к единообразию, общему стилю и логике, к чему мы, с помощью Божией, и приступаем.
Дорогие братья и сестры, издревле строительство и благоукрашение храмов почиталось величайшей добродетелью, на это святое дело жертвовали и богатые, и люди со скромным достатком. На Великом входе священнослужитель, держа в руках Чашу, особо поминает таких людей. Желающие внести лепту в это богоугодное дело, могут оставить пожертвование в специальном ящичке, рядом со свечным киоском, или перечислить средства на расчетный счёт собора с пометкой «на иконостас».
Также Вы можете полностью оплатить написание любой иконы в одном из рядов иконостаса — на обратной ее стороне будет написано имя жертвователя, а также имена его родных и домочадцев.
Храни Вас Господь!
Наши реквизиты:
Наименование организации: Местная православная религиозная организация Прихода Христорождественского собора г. Хабаровска Хабаровской епархии Русской Православной Церкви.
Фактический и юридический адрес: 680021, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, дом 65.
ИНН 2724023020 КПП 272401001
ОГРН 1022700004183
р/счет 40703.810.7.00420000024 в Ф-ле Банка ГПБ (АО) «Дальневосточный»
к/счет 30101810105070000886
БИК 040507886
Один комментарий
Александр
В конце 1930-х гг. городские власти приняли решение передать здание храма во владение Дальневосточной железной дороги для детского сада. Свои двери для верующих Христорождественский храм вновь открыл во время Второй мировой войны, приобретая статус собора. В 1945 г. на праздник Преображения Господня в возрожденном храме состоялась первая служба. В 1970-е гг. в храме появился прекрасный резной деревянный иконостас.