Иконописная школа: разговор за чаем

Как вы, наверное, уже знаете, на  нашем приходе есть особая гордость — иконописная школа

Учащиеся в ней посещают практические и теоретические занятия один-два раза в неделю, а иногда собираются просто для того, чтобы пообщаться, обсудить что-то своё, и, конечно, не обходится и без разговоров  на близкую всем тему иконописи.

В минувший четверг состоялась одна из таких встреч. Для беседы был приглашен и отец Евгений Веселов. Батюшка неплохо знаком с иконописью — его супруга занимается реставрацией. Он повел разговор вполне со знанием дела.

  

Коснулись в разговоре истории иконографии. Некоторые сюжеты, знакомые и привычные нам, появлялись и развивались с ходом истории. Например, иконы Воздвижения Креста или Покрова Богородицы — эти образы появились позже многих других. И с течением времени, когда прославляются новые святые, появляются и их иконы со своей особой иконографией. Это нормальный естественный процесс.

Особое место в разговоре уделили иконе Святой Троицы Андрея Рублева. Иконография Святой Троицы — замечательный пример того, как развивалась иконопись: от простой иллюстрации библейских событий к зримому богословию.

Изобразить неизобразимое можно лишь в той мере, в какой оно нам раскрылось. На этом основании Церковь не разрешает изображение Бога Отца.  Традиционно, до Рублева, Троицу изображали в образе «Гостеприимство Авраама». Этот иконографический канон отсылает зрителя в далекие ветхозаветные времена. Вспомним Книгу «Бытие». Здесь описано, как Господь в виде трех мужей явился Аврааму у дубравы Мамре. И на «ветхозаветной» иконе Троицы мы видим не только трех ангелов за столом с угощением, но и прислуживающих Авраама и Сарру, отрока, закалывающего тельца, и иногда  даже гостей.

 Икона Святой Троицы

Преподобный Андрей Рублев, полнее раскрывая догмат о троице, оставил минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия), обратная перспектива – «расширяющаяся» от зрителя (пространство иконы, описывающее мир горний, неизмеримо больше мира дольнего). Этот образ — ярчайший пример того, как икона может отражать в себе всю суть нашей веры.

 

Остановились и на «прочтении» иконы Троицы. Кто из трёх ангелов Бог Отец? Что символизирует дерево? Сколько чаш можно увидеть на этой иконе? Оказывается, есть разные варианты ответов на эти вопросы… И самих вопросов еще — ой, как много! Тема-то интереснейшая.

Потому и засиделись наши собеседники допоздна, забыв и про чай и про время. А на прощание батюшка пожелал слушателям: если для них обучение иконописи не просто увлечение и способ провести время с пользой, а именно выбор  по вере, носимой в сердце, то нельзя забывать, что рождение иконы  — дело божественное. Иконописец не сможет писать иконы, вооружившись только отменным знанием теории, овладев техникой, даже достигнув мастерства — просто ничего не получится! Важно не забывать о посте, молитве и уповании на помощь Божию!

 

Комментарии к записи Иконописная школа: разговор за чаем отключены